Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность 2020-2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бухгалтерский календарь Экстерна — это таблица со сроками сдачи отчетов и платежей с разбивкой по месяцам. Чтобы узнать, что нужно сделать в конкретном месяце, нужно выбрать его в календаре, снизу отобразится список отчетных форм и платежей с датами.
Как работать с календарем
В самом календаре предельные даты сдачи отчетов и уплаты обязательных платежей выделены оранжевым цветом.
Для удобства пользователей в календарь встроили три фильтра:
- виды отчетности: можно выбрать все виды отчетности или посмотреть список форм по назначению — бухгалтерские и налоговые, по сотрудникам, статистические, экологические, алкогольные;
- контролирующие органы: определяйте ведомство, в которое нужно отчитаться — ФНС, СФР, Росстат, РПН, ФСРАР, затем смотрите список обязательных форм и сроки их сдачи;
- системы налогообложения: смотрите обязательные отчеты для своего налогового режима — ОСНО, УСН, ПСН.
Какие штрафы могут быть, если не сдать отчётность в РПН
Если не сдать отчётность по экологии в 2022 году вовремя, компания может получить штраф или её деятельность будет приостановлена. Для наглядности мы подготовили таблицу.
Документ | Наказание | Регулирующие документы |
---|---|---|
Журнал движения отходов | Штраф от 100 000 руб. до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | КоАП РФ, статья 8.2 |
Отчёты по форме 2-ТП — водхоз, воздух и отходы | ||
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | ||
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | ||
Расчёт и оплата экологического сбора | ||
Представление сведений, полученных в результате учёта забора или изъятия водных ресурсов и сброса сточных и или дренажных вод, их качества по итогам квартала за 2022 год (формы 3.1, 3.2, 3.3) | Штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | ст. 8.13, 8.14, 8.15 КоАП РФ |
Внесение платы за НВОС | Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.41 |
Отчёт по программе ПЭК | ||
Штраф:
|
КоАП РФ, статья 8.5 | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | ||
Отчёт о выполнении нормативов утилизации |
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
Проект новых правил учета НВОС
Минприроды России подготовил проект новых Правил создания и ведения Реестра НВОС, в котором предусмотрена возможность изменения категории объекта при вступлении в силу новых критериев. Документ размещен на официальном портале публикации проектов нормативных актов 21 мая 2021 года, анонсирован на сайте ведомства.
Пункты 32-33 проекта устанавливают, что при изменении критериев категорирования НВОС территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают актуализацию сведений в реестрах, выдают предпринимателю новое свидетельство о постановке на учет. Срок — 6 месяцев со дня вступления в силу НПА. Активное участие владельца объекта в этой процедуре не предусмотрено.
Так что мы советуем предпринимателям, которым «повезло» попасть по новым критериям в сферу федерального экологического надзора, не переживать и ждать изменений в нормативном регулировании. Есть риск, что у отдельных инспекторов Росприроднадзора в регионах возникнет соблазн привлечь природопользователей к ответственности за неподачу заявления об актуализации данных в Реестре. Переубедить их помогут документы, ссылки на которые мы привели в конце статьи.
Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:
1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
3. Оформление паспортов на отходы.
4. Ведение журнала движения отходов.
5. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства — СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» — его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.
Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
Сохранение биоразнообразия
Понимая всю ответственность, Юнипро стремится не оказывать существенного воздействия на биоразнообразие и охраняемые природные территории. В результате производственной деятельности Компании не происходит сокращения численности видов, трансформации местообитания, распространения инвазивных видов, вредителей и возбудителей заболеваний. 304−2
Компания уделяет особое внимание сохранению и восстановлению рыбных запасов рек. Юнипро осуществляет оценку воздействия на водные биологические ресурсы тех водных объектов, которые планирует использовать в своей деятельности. В результате такой оценки реализуются необходимые рыбоохранные и компенсационные мероприятия. В частности, проектируются установки рыбозащитных устройств, осуществляется выпуск малька рыбы.
В 2020 году зарыбление озер проводилось на Шатурской ГРЭС. В октябре филиал в очередной раз произвел зарыбление Шатурских озер: было выпущено 929 особей толстолобика в озеро Святое. Молодь рыб различных пород выпускается в Шатурские озера ежегодно в целях восстановления экологической системы. Зарыбление озер по всем правилам проводят именно осенью, поскольку процент приживаемости достаточно велик. Мальков доставили к месту нового обитания на специальном автомобиле, оборудованном контейнерами с кислородными рамками, перед выпуском провели контрольный осмотр места. Также была проведена оценка соответствия искусственно созданной среды с естественной, зафиксированы температурный режим и уровень шумовых волн. Молодь толстолобика выпустили в водоем через специальный пусковой рукав.
В отчетном периоде закончено строительство рыбозащитных сооружений на Сургутской ГРЭС-2, начаты натурные испытания фактической рыбозащитной эффективности по программе, согласованной с Росрбыловством. Примененное техническое решение — комбинированный вариант РЗУ с донным креплением электродов, понтонными секциями и запанью.
Также в 2020 году окончены строительством рыбозащитные сооружения на Яйвинской ГРЭС. Примененное техническое решение — воздушно-пузырьковая завеса с наплавной запанью.
Экологическая статистическая отчетность
- Отчет по форме 2-ТП (отходы)
- Отчет по форме 2-ТП (воздух)
- Отчет по форме 2-ТП (водхоз)
- Отчет по форме 2-ТП (рекультивация)
- Отчет по форме 2-ОС («Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах»)
- Отчет по форме 4-ОС («Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды»)
- Отчет по форме 4-ЛС («Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче питьевых и технических подземных вод»)
- Отчет об использовании подземных вод
- Сведения (отчет) об объеме выбросов парниковых газов
С отчета за январь 2023 года вводится новые месячные формы.
И так, начиная с отчета за январь 2023 года:
- № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»;
- № 1-З «Анкета выборочного обследования рабочей силы»;
- № 1-ПР «Сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов».
Начиная с отчета на 1 февраля 2023 года:
- № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате».
Одновременно с этим упраздняются аналогичные формы, действующие в настоящее время, а также отменяются представляемые 1 раз в 3 года формы:
- № 1-ГС «Сведения о составе работников, замещавших государственные должности и должности государственной гражданской службы, по полу, возрасту, стажу государственной службы, образованию»,
- № 1-МС «Сведения о составе работников, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы, по полу, возрасту, стажу муниципальной службы, образованию».
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Паспортизация отходов I-IV классов опасности
Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.
Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.
План мероприятий по охране окружающей среды — Центр экологических услуг
Специалисты на основе действующих правовых норм готовы качественно и быстро разработать план мероприятий по охране окружающей среды.
На основании изменений, внесенных в Закон об охране окружающей природы, план мероприятий потребуется предприятиям I и II категории. Юрлица и ИП, осуществляющие свою деятельность на предприятиях I категории, вне зависимости от формы собственности должны разрабатывать программу повышения экологической эффективности.
Правила создания плана работ по охране среды утверждаются органом исполнительной власти федерального значения. За выполнением прописанных в документе работ департаментом Росприроднадзора осуществляется постоянный контроль. Предприятия должны ежегодно отчитываться в органах статистики и перед надзорным ведомством о том, как реализуются природоохранные мероприятия.
Отчётность и плата за НВОС: 8 главных новшеств
Декларацию НВОС подают организации, эксплуатирующие объекты II категории, в случае принадлежности к Федеральному государственному экологическому надзору — в территориальные органы Росприроднадзора Санкт-Петербурга, в других случаях — в органы исполнительной власти субъектов РФ.
Декларация НВОС непосредственно является разрешительным документом для объектов II категории, поэтому получать дополнительную разрешительную документацию нет необходимости.
Уровень надзора и категорийность указаны в свидетельстве о постановке объекта НВОС на учет.
Декларация можно подать в письменном или электронном виде, но для последнего потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. Декларация НВОС будет действовать 7 лет после ее подачи, если ряд процессов останутся неизменными:
• Ключевые технологические процессы предприятия;
• Качество и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также стационарных источников.
Расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов являются приложениями к декларации НВОС, поэтому подаются совместно. Отметим, что нормативы утверждаются только организацией.
Первичные сроки подачи декларации не установлены, так как по закону еще действует прежняя разрешительная документация:
- Разрешения на выбросы загрязняющих веществ;
- Разрешения на сбросы загрязняющих веществ;
- Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.
Дата подачи ДВОС ограничивается сроком действия вышеуказанных разрешений.
Отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля сдают ЮЛ и ИП в рамках программы экологического контроля, в случае эксплуатации объектов НВОС I — III категорий.
Программа ПЭК разрабатывается и утверждается непосредственно предприятием и, по сути, является внутренним документом организации. Другие утверждения данной программы законодательством не требуются.
Программа ПЭК и отчетность не требуется от объектов IV категории НВОС и некатегорийных объектов.
В основе ПЭК лежат данные из проектов ПДВ, НООЛР, НДС, отчеты инвентаризации выбросов, сведения об источниках образования и объектах размещения отходов. Программа разрабатывается для планирования мониторинга НВОС: выбросов, сбросов и объектов размещения отходов. Также ПЭК должна содержать перечень мероприятий в целях ООС, описание методов документирования информации и хранения данных по ООС.
С 2018 года необходимо ежегодно отчитываться по выполнению программы ПЭК. Отчет необходимо направить в территориальный орган Росприроднадзора Санкт-Петербурга. Срок подачи отчетности — ежегодно до 25 марта текущего года.
В отчет необходимо включить следующую информацию:
- Об ответственных сотрудниках за проведение ПЭК в компании;
- Об организации экологических служб на объектах;
- О технологиях, используемых на предприятии;
- О результатах проведенного ПЭК за год.
В отчетность потребуется включить копии протоколов лабораторных исследований компонентов окружающей среды.
01.03
-
Cрок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за IV квартал 2021 г.
10.03
- Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 г.
15.03
- Форма 6.1 «Данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями)» за 2021 г. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015)
- Форма 6.2 «Сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов» за 2021 г. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015)
- Форма 6.3 «Сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов» за 2021 г. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015)
25.03
- Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2021 г. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 № 261 (в ред. от 23.06.2020)
Этот отчет аналогичен тому, который сдают крупные предприятия. В нем указываются сведения об объемах отходов, образовавшихся при работе организации или предприятия, данные о размещении, обезвреживании, складировании и передаче для повторного использования в качестве вторсырья.
К отчету прикладываются документы, подтверждающие сведения, указанные в отчетности:
- лицензии;
- договора на вывоз ТБО;
- накладные на передачу вторсырья для повторной переработки.
Обращаем внимание, что сроки подачи отчета в разных регионах отличаются:
- Малые предприятия Москвы и небольшие фирмы МО, контролируемые Минэкологии, сдают МСП до 15 января след. года, остальные объекты малого бизнеса – до 20 февраля.
- Малому предпринимательству СПБ и Ленобласти сдача отчета продлена до 01 марта следующего года.
В остальных регионах сроки предоставления отчета тоже могут отличаться, поэтому лучше уточнить эту ситуацию на сайте Росприроднадзора или отчитаться до 15 января.
Данные, предоставленные в отчете, считаются готовым лимитом, поэтому их неправильное указание приведет к превышению нормативов и пятикратному увеличению платы за отходы.
Отчетность сдается через «Модуль природопользователя», находящийся на сайте Росприроднадзора. При электронной сдаче отчету присваивается номер, который переносится в соответствующую строку на бумажный носитель. После этого вариант на бумаге можно отсылать почтой с уведомлением.
Считаются недействительными отчеты МСП:
- не имеющие идентификационного номера, присвоенного программой;
- не подтверждённые документом на бумажном носителе.